«Бехеровка» — травяной ликер, который производится в Карловых Варах. Это небольшой курортный городок, расположенный в западной части Чехии. Напиток славится приятным ароматом и оригинальным горьковато-терпким вкусом. Это один из самых известных горьких ликеров категории «фернет», традиционный и популярный карловарский сувенир.
История создания Бехеровки
«У трех жаворонков»
Идея создания напитка принадлежит аптекарю немецкого происхождения Йозефу Витусу Бехеру. Занимался он изготовлением спиртовых настоек и имел в Карловых Варах небольшой магазинчик под названием «У трех жаворонков». Там продавались целебные травы, специи и другие товары, завозившиеся из восточных колоний. Никто бы сегодня и не вспомнил о скромном торговце, если бы не один удачный рецепт. Благодаря этому рецепту фамилия Бехера известна сегодня миллионам. Ведь она красуется на каждой бутылке знаменитого чешского ликера.
А началось все в далеком 1794 году, когда Йозеф Витус арендовал винокурню и занялся составлением новых рецептур целебных настоек и экстрактов. В 1805 г. аптекарь знакомится с английским врачом К. Фробригом, который тоже увлеченно изучает свойства растений. От жителя туманного Альбиона Бехер получает в подарок интересный фиторецепт и два года подряд занимается его усовершенствованием.
Наконец, в 1807 г. в магазине «У трех жаворонков» появляется новый экстракт под названием English Bitter. Этот напиток с успехом стали использовать для лечения желудка. Гости курорта оценили новинку и с удовольствием испытывали на себе чудодейственную силу трав, наслаждаясь приятным вкусом лекарства. Целебный экстракт стал невероятно популярен, быстро раскупался. В 1834 г. началось путешествие чешского лекарства по миру (его отправляли на экспорт в Австрию, Германию, Францию, Польшу).
Зеленое стекло, белый фарфор и набор для пилигримов
Сын Йозефа, Йоган (Ян) Бехер, продолжил дело отца, занялся расширением производства, построил новый завод. Наследник знаменитого аптекаря обеспечил большую популярность целебному экстракту, начав продавать его не как лекарство, а как алкогольный напиток. Подпись Яна, как своеобразный знак качества, стоит сегодня на всех бутылках карловарской «амброзии».
Дизайн стеклянного сосуда постоянно менялся. В 1866 г. бутыль приобрела свою легендарную приплюснутую цилиндрическую форму, а в 1907 году — зеленый цвет, что позволило сделать продукт более узнаваемым на рынке. К оформлению этикетки подходили творчески, большое значение придавалось цвету, каждый из которых подчеркивал характер напитка, дополнительные элементы символически отражали концепцию бренда.
Густав (сын Яна) в 1890 г. зарегистрировал торговую марку «Йоган Бехер», активно занимался рекламой продукта, с целью привлечения покупателей и увеличения спроса начал выпускать чашки из белого фарфора, специально предназначенные для горького фернета. Они стали очень популярны и продаются до сих пор. В 1910 г. был налажен выпуск наборов для путешествующих (бутылка с алкоголем и чашка), которые в основном поставлялись на экспорт.
Утерянный рецепт
В 1934 г. карловарский фернет впервые отправляется за океан – в США, а в 1938 г. появляется в Англии – стране, которой, по сути дела, обязан своим происхождением. Во время Второй мировой войны чешское травяное снадобье можно было увидеть повсеместно на передовой, солдаты поправляли с его помощью свое здоровье. В то же время популярнейший напиток шел на экспорт в Испанию, Италию, Турцию, Египет. Потом год от года продажи только росли.
А в 1940 г. руководство компанией перешло к Гедде (последней из рода Бехер, кому был известен оригинальный рецепт). Но по окончании Второй мировой ее семью, имеющую немецкое происхождение, выдворили за пределы страны. Рукописный вариант рецепта, вышедший из-под пера англичанина Фрибрига и закопанный в лесу (недалеко от винного завода), оказался в чужих руках. Будучи уже в ФРГ, Гедда наладила выпуск идентичного по составу продукта, но специалисты неизменно отличали его от карловарского.
Новое название
Завод был национализирован при советской власти, а название изменено на «Бехеровка». Но слава фернета от этого не уменьшилась, он становится главным экспортным продуктом социалистической Чехословакии. А с 1999 г. производился исключительно в Карловых Варах.
Пятьдесят семь лет завод находился в руках государства. В 2001 г. (после приватизации) у компании появляется другой хозяин – Pernod Ricard – крупнейший французский производитель спиртных напитков и вин. В 2003 г. новый владелец в маркетинговых целях меняет дизайн бутылки. Сочетание зеленого стекла с желто-синей этикеткой, украшенной серебристыми элементами, красной печатью и подписью Яна Бехера, семейная криптограмма и знаковая цифра «1807» в самом верху – такой мы сегодня видим традиционную «Бехеровку».
Чешский ликер – флагман в мире горьких вкусов, он может похвастаться множеством наград и медалей, имеет неизменный успех на выставках любого уровня, экспортируется в 35 стран мира. Производство в Чехии включает в себя несколько заводов и складских комплексов.
Секретный рецепт Бехеровки
В процессе производства используют травы и специи (некоторые растут в районе Карловых Вар, часть завозят из других стран). Состав и количество ингредиентов держатся в строжайшей тайне. Сегодня только два человека знают точную рецептуру: директор и руководитель производства. Всем остальным известно лишь, что «Бехеровку» готовят с использованием более 20 видов трав.
С увеличением популярности алкогольного продукта росло и количество его подделок. Поэтому с целью сохранения рецепта втайне, травы и специи каждый раз закупаются в разных странах. Объемы поставок меняются, приобретается даже сырье, которое не используется в производстве, чтобы сбить с толку особо любопытных.
Уникальный вкус спиртному, несомненно, придает карловарская вода. В районе города находится двенадцать минеральных источников. На курорт ежегодно приезжают тысячи людей, желающих испытать на себе целебную силу местной воды. «Бехеровку», ввиду ее лечебных качеств и особой популярности, стали называть тринадцатым источником Карловых Вар.
Производство
Главное действо — это подготовительный процесс, который осуществляется в специальной комнате, куда посторонним вход строго-настрого запрещен. Задача посвященных — смешать триста пятьдесят килограмм различных трав и специй в точном соответствии с рецептурой. Никакие химические консерванты, красители, ароматизаторы не добавляются. Джутовые мешки, наполненные ароматной смесью, помещают в большие емкости со спиртом. Содержимое медленно нагревают, дают остыть (этот процесс длится неделю). Затем растительный концентрат переливают в дубовые бочки, снова добавляют спирт, а также сахар, воду и оставляют на 2–3 месяца настаиваться в холодных подвалах. Затем – фильтрация, вымораживание, финишная очистка.
Содержание алкоголя в готовом продукте составляет 38%. Вариации цвета — все оттенки от светло-желтого до темного золотистого. Абсолютную идентичность каждой партии производитель не гарантирует, поскольку на качество натурального сырья влияют погодные условия при выращивании, состав воздуха, почвы. Поэтому цвет, вкус и запах могут слегка отличаться. Впрочем, в подобных тонкостях сможет разобраться, разве что, специалист.
Профессиональные дегустаторы проверяют каждую партию. Обязательно проводятся лабораторные исследования с целью оценки внешнего вида, вкусовых оттенков и аромата. Готовый продукт разливают в емкости традиционной плоскопрямоугольной формы. Выпускаются подарочные наборы – маленькие бутылочки по 50 мл с разными этикетками в стиле ретро, а также обычные зеленые «цилиндры» в упаковке со стаканами или чашками из белого фарфора.
Видео — Рецепт бехеровки в домашних условиях. / Рецепты настоек / Самогон Саныч
Виды Бехеровки
Becherovka Original
– травяной фернет с двухсотлетней историей, приготовленный по старинному классическому рецепту. Содержит 38% спирта. Бутылки традиционной формы и цвета емкостью от 0,05 л до 3 л.
Becherovka Cordial
– изысканный продукт премиум класса с характерным медовым оттенком, уникальным сочетанием экстракта цветков липы и белого вина. Сладкий на вкус, содержит 35% спирта. Оформление бутылки (0,05 л и 0,5 л) в молочно-коричневых тонах. Выпускается с 1910 г. Разработан специально для женщин. Подходит для использования в десертах.
Becherovka LeMond
– легкий ликер. Имеет сладковатый свежий вкус, в котором преобладают мятные и цитрусовые нотки. Цвет – светло-золотистый. В отличие от классической «Бехеровки» содержит меньше спирта (20%), но больше сахара. В состав входит натуральный экстракт апельсинов, кумквата, цейлонского чая, мяты и карамели. Выпускается с 2008 г. Бутылка (1 л, 0,5 л и 0,05 л) белого цвета с желто-синей этикеткой.
Becherovka KV 14
– горький травяной аперитив (с уровнем спирта 40%). Сочетает в себе вкус красного вина и трав. Сахара совсем не содержит, поэтому подходит для диабетиков. Выпускается с 1966 г. Оформление бутылки (0,05 л и 0,5 л) в красно-черных тонах. Приобрести аперитив можно только в специализированных магазинах или музее Яна Бехера.
Хмельные вариации и польза для здоровья
Изначально напиток выпускался исключительно в качестве лекарства для гостей курорта, страдающих заболеваниями желудка и кишечника. Современная наука утверждает, что карловарский фернет способствует ускорению обмена веществ, улучшает аппетит, работу желудка и печени, обладает мощным тонизирующим действием.
Как же правильно пить Бехеровку?
Подают ликер перед обедом (аперитив) или после (дижестив) и, как правило, в охлажденном виде (от -4 до -6°C), иногда добавляют в чай, кофе, пиво.
Чешский фернет – традиционная основа для коктейлей. С чем только не смешивают горькую тягучую жидкость! Но самым популярным «миксом» по-прежнему остается beton («Бехеровка» с добавлением тоника). Коктейль впервые появился в 1967 г. на выставке Expo в Монреале. В это время знаменитый фернет отмечал свое 160-летие. Все коктейли на основе чешского ликера имеют свежий вкус, часто их подают с кубиками льда, украсив дольками цитрусовых (вариации оформления могут быть различными).
Музей Яна Бехера
На месте старого завода, где ликер производился более ста лет, теперь находится музей, посвященный знаменитому напитку. Потрепанное временем кирпичное здание, большая вывеска с огромной зеленой бутылкой, подвалы с каменными арками, дубовые бочки и стеклянные сосуды с пожелтевшими этикеткам. Все это и многое другое могут увидеть многочисленные поклонники «Бехеровки». В стоимость экскурсии входит и дегустация. Здесь же находится магазин, где можно купить алкогольную продукцию и различные сувениры. Музей расположен недалеко от железнодорожного и автовокзала Карловых Вар, открыт с 9 до 17 часов.
Вход – 120 крон, для детей – 30 крон.