Довольно часто можно услышать, как люди – нередко даже не к месту – используют в речи выражение In vino veritas, то есть «Истина в вине». А некоторые, не зная смысла древнего изречения, оправдывают им свое пагубное пристрастие и трактуют его по-своему: мол, пей вино – в этом и заключается вся правда. Но действительно ли тот, кто сказал «Истина в вине», имел в виду именно это? Отнюдь.
Упомянутую выше, если можно так сказать, трактовку изречения можно найти в творчестве А. Блока, точнее в его известном произведении «Незнакомка». В этом стихотворении поэт говорит следующее:
…А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas» кричат.
Может показаться, что, по мнению «пьяниц», истина действительно находится на дне бокала. Но чтобы понять истинную суть этого выражения, нужно ознакомиться с историей его происхождения, а также с тем, как к данным словам относились представители разных поколений.
Многие неправильно понимают это высказывание.
Истина в вине – кто сказал?
Автором знаменитой фразы является Плиний Старший, который еще известен как Гай Плиний Секунд (22 или 24 г н. э. – август 79 г н. э.). Эрудированный римлянин использовал выражение в своей работе «Естественная история» (XIV, 141), однако «крылатой» стал лишь кусок фразы, в то время как у философа она полностью выглядит так: In vino veritas multum mergitur («В вине истина не раз тонула»).
Плиний Старший
На заметку! Есть еще греческий вариант изречения – авторство которого приписывают Алкею. Значение здесь то же.
Итак, что хотел донести Плиний? А он хотел сказать, что под влиянием спиртного человек становится более раскрепощенным и говорит правду, то, что он в действительности думает. Иными словами, выражение нужно понимать как «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Неожиданно, правда? Также отметим, что римляне придумали и иное продолжение высказывания Плиния: In vino veritas, in aqua sanitas (переводится как «В вине истина, а в воде здоровье»).
Вот еще один пример такого толкования, взятый из романа Ф. М. Достоевского «Подросток»:
«Да простят мне, что я привожу тогдашний хмельной бред до последней строчки… Я должен был привести их, потому что я сел писать, чтоб судить себя. А что же судить, как не это?.. In vino veritas.»
Однако заметим, что Алкей, у которого Плиний позаимствовал выражение, по-другому относился к напитку. «Вино – прекрасное дитя, и оно – правда», – уверял поэт за 6 столетий до нашей эры. Алкей часто прибегал к «помощи» вина, напиток веселил его и прогонял грусть. В своих произведениях поэт часто вспоминает о вине, утверждая, что оно согревает зимой и избавляет от жары летом. От этого «зеркала души», как он еще называл напиток, Алкей неспособен был отказаться до самой смерти. На основе высказывания именно этого поэта появился всемирно известный афоризм.
Читайте также: Как декантировать вино
Что говорят другие известные личности?
Будучи трезвым, мы молчим о многом, но несколько порций алкоголя способны развязать нам язык и мы рассказываем даже то, что следовало бы держать в секрете. По этой причине алкоголь неоднократно использовался в качестве средства дознания. Так, И. В. Сталин, который сам употреблял в меру, всегда старался споить других, чтобы проверить их (после выпитого те общались гораздо свободнее).
Многие известные личности не были равнодушными к вину: одни им восхищались, другие бранили его, третьи высмеивали. Омар Хайям, известный персидский ученый и философ, воспевал дары винограда, используя для этого ярчайшие образы. Сам Хайям был достаточно образованным человеком, причем не только в рамках своего времени, однако некоторые считают его легкомысленным повесой и выпивохой. В своих произведениях, посвященных вину, Омар Хайям оставлял зашифрованные мудрые послания. Авиценна, известный медик времен Средневековья, не исключал возможности того, что вино может быть полезным для человеческого здоровья. Но есть и противоположные взгляды. К примеру, у И. А. Бунина, сравнивавшего дурманящий напиток со сладким ядом, данный образ олицетворял смерть.
Омар Хайям
Так в чем же истина?
Древнегреческий драматург Эсхил говорил, что у человечества есть четыре типа добродетели (позже это утверждение одобрил Сократ).
К таким добродетелям Эсхил отнес:
- мужество;
- справедливость;
- благоразумие;
- умеренность.
Многие влиятельные люди, способные менять общественное сознание, считали, что главное в увлечении вином – это как раз умеренность. А истина в том, что люди должны правильно представлять действительность, для чего должны стремиться к научным изысканиям. И количество выпитого алкоголя не должно скрывать от них настоящую правду.
Одно из многочисленных продолжений фразы In vino veritas
Неверное толкование описываемого изречения заключается в «уважении к алкоголизму». Как известно, первоначальный смысл многих «крылатых» меняется, и они используются в совершенно ином понимании. Не зря ведь у фразы In vino veritas возникло и такое продолжение: ergo bibamus! («значит – выпьем!»).
Теперь вы знаете, откуда пошло выражение «Истина в вине». Как бы то ни было, даже современное понимание фразы не является оправданием людей, чрезмерно увлекающихся алкоголем.
Видео – Дионисийские вакханалии
Читайте также: Как сделать вино из голубики в домашних условиях